На начальном этапе поисковой оптимизации для продвижения сайта следует определить цели и задачи, а также поисковые системы и браузеры, для которых раскрутка будет проводиться приоритетно.
Поисковую оптимизацию можно разделить на 2 вида:
Методы оптимизации сайтов под поисковые системы
Внутренняя поисковая оптимизация – это комплекс взаимосвязанных работ и методов, выполняемых веб-разработчиком и направленных на повышение качества сайта для поисковиков и людей.
К внутренней оптимизации непосредственно относятся:
– Методы формирования семантического ядра.
– Подбор контента (тексты, изображения, видео и т.п.).
– Технические работы над сайтом (выбор типа сайта и его структуры, присваивание веб-страницам понятных адресов, выбор хостинга, выбор при необходимости системы управления контентом (или SMC), разработка с программными элементами (HTML, CSS, JavaScript, PHP и др.), проверка валидности программного кода, создание карты сайта и проч.
После составления семантического ядра, подбора контента и программирования семантическое ядро нужно распределить по веб-странице и программному коду.
Внешняя поисковая оптимизация – это способы получения внешних ссылок на продвигаемый сайт с разных источников Интернета. В основном внешняя оптимизация начинается только после методов внутренней оптимизации, а именно после публикации веб-сайта.
По результатам внутренней и внешней оптимизации благодаря факторам ранжирования поисковая машина определяет уровень доверия к сайту и отображает его в выдаче результатов на соответствующей позиции, сравнивая с конкурирующими интернет-страницами.
Выполняя поисковую оптимизацию в конкретном регионе или городе будет важно учитывать какие поисковики предпочитают пользователи, поскольку каждая поисковая машина ранжирует веб-страницы своими алгоритмами. По статистике (Яндекс Радар на 11.01.2024) самыми популярными поисковыми сервисами в РФ являются «Яндекс», а «Google» – занимает второе место в России и первое – в мире. На порталах поисковых систем обязательно изучить предоставленные рекомендации по seo для веб-разработчиков.
Популярность поисковых систем в России
Поскольку отображение продвигаемого сайта в различных браузерах имеет свои особенности, этот факт также нужно учитывать и оптимизировать веб-сайт приоритетно под наиболее востребованные из них. При тестировании сайта его следует проверить на отображение во всех популярных браузерах. По статистике (Яндекс Радар на 31.12.2023) самым востребованным в РФ считается Google Chrome (42,44% пользователей), менее популярным является Yandex (29,61% пользователей), на 3м месте – Safari (13,12% пользователей). Браузерами Opera, Android, Microsoft Edge, Samsung Internet, MIUI, Mozilla Firefox для выхода в Интернет пользуются единицы.
Популярность браузеров в России
Разработка и SEO продвижение веб-сайта
После проведенного исследования направлений оптимизации на основе полученной информации была разработана методика поисковой оптимизации. В основу методики заложено типовое проектирование, в котором на основе конкурентного анализа исследуются функциональные и нефункциональные особенности сайтов, составляются уникальное семантическое ядро и начинка разрабатываемого сайта.
Жизненный цикл продвинутого веб-сайта состоит из следующих основных стадий:
1) Предпроектная стадия. Определение целей и задач интернет-проекта. Предпроектный анализ, в котором нужно провести сбор и анализ материалов, а именно определить конкурирующие доменные имена, провести их аудит, определить наиболее популярные поисковые машины и веб-браузеры, изучить рекомендации и требования поисковых систем.
Технология анализа конкурентов может включать в себя следующие этапы:
– найти конкурентов, предлагающих аналогичные товары или услуги;
– определить ключевые слова конкурентов и их поисковые запросы;
– исследовать возможности конкурентов. Установить, чем их ресурс может быть лучше Вашего. По опыту зарубежных разработчиков конкурентный анализ может занимать до 80% предпроектной аналитической работы.
2) Проектирование по прототипам. Системный синтез (техническое и рабочее проектирование, программирование), подбор контента, составление уникального семантического ядра. На данном этапе осуществляется выбор типа сайта и его структуры, выбор хостинга, установка и настройка CMS, работа с программными элементами, разработка и верстка шаблона, подбор контента, формирование семантического ядра, распределение семантического ядра по веб-странице.
3) Тестирование (загрузка в SMC, опытная эксплуатация, проверка в разных браузерах, интеграция и наладка различных подсистем, поэтапный ввод в эксплуатацию).
4) Публикация (сопровождение, техническая поддержка, способы дальнейшего развития и поисковая оптимизация). Выполняется сбор аналитики и статистики, исправление ошибок и недоработок, сбор требований к дальнейшей модернизации или редизайна.
Данная методика изображена на модели жизненного цикла веб-сайта UML-диаграммой деятельности.
Этапы жизненного цикла веб-сайта в условиях SEO
Пришло время, когда одним из самых развивающихся сегментов рынка по выпуску высокотехнологичного оборудования и прилагаемого к нему программного обеспечения стали являться интернет-проекты и технологии. В России жизненный цикл корпоративного сайта составляет порядка 4-х лет, а сайта интернет-бизнеса — 2-х лет, после чего может потребоваться глобальная модернизация. Поэтому будущие вопросы расширения и модернизации сайта следует рассматривать на начальном этапе проектирования, чтобы в последствии не нужно было всё перерабатывать с нуля.
В учебнике «Цифровой бизнес» (стр. 396) приведен плохой пример по созданию и продвижению сайта, в котором SEO-оптимизация выполняется уже на последней фазе проекта. В этом случае уже сложно будет добиться максимального эффекта от SEO-продвижения. Поскольку первичные методы оптимизации уже невозможно будет выполнить. Веб-сайт должен разрабатываться и запускаться уже оптимизированным под поисковые системы.
Пример плохого SEO продвижения сайта